Голландцы отличаются одной особенностью, которая хотя и встречается среди других наций, не остается незамеченной иностранцами. Местные жители составляют расписания встреч с другими людьми и всегда готовы сказать, когда они могут назначить встречу с тобой. В дополнение к этому время встречи часто указывают с точностью до пяти минут, и в целом стараются выдерживать расписание.
Хотя часто возникает ситуация, когда ты записываешься на прием в какое-то учреждение, приходишь к назначенному времени (например, в 13:10) и ждешь до тех пор, пока объект встречи не освободится от разговора с предыдущим посетителем. Но, с другой стороны, это знание позволяет иногда ненадолго безнаказанно опаздывать.
Самое замечательное во всей этой схеме — реальная возможность расписать свой день с плотными стыковками (даже с самолетами не всегда получается соблюсти все интервалы). Вот отдельные фрагменты моего сегодняшнего дня:
08:45 — привез ребенка в школу.
09:00 — отдал машину на техобслуживание и чтобы поставили летние шины.
Потом ходил пешком через полгорода, наслаждаясь погодой.
Техобслуживание должны были завершить через четыре часа, поэтому вместо того, чтобы ждать звонка, я пошел в сервис с тем расчетом, чтобы забрать ее через пять часов. Угадал с точнстью до нескольких минут (товарищи просрали сроки на полтора часа). Самый кайф — осознавать, что дальше можно компоновать для себя насколько угодно плотное расписание, и не особо ошибешься.
14:20 — забрал машину.
14:35 — забрал ребенка (программисты должны заметить здесь стековую архитектуру).
На 15:10 была назначена встреча в одном госучереждении на другом конце города, и у меня было двадцать минут на дорогу. Попал в пятиминутную пробку и еще пять минут объезжал ее дворами, в итоге приехал на пять минут позже, в 15:15. То есть, в принципе, нормально.
Кульминацией оказалось то, что записался-то я не на сегодня (пятницу), а на понедельник.
В Голландии существует обязательная медицинская страховка: все те, кому больше 18-ти, платят около ста евро в месяц за то, чтобы потом иметь возможность обратиться ко врачу-терапевту и при необходимости к более узкому специалисту (и потом, кстати, заплатить еще; больше или меньше в зависимости от условий страховки и размера ежемесячного платежа).
Такой подход, официально призванный защитить людей, если им потребуется дорогостоящая медицинская помощь, на деле обрастает дополнительными сложностями. Не очень понятна вся механика, но участковые врачи крайне неохотно пропускают тебя через свой первичный фильтр. Напрямую пойти и сделать анализы или рентгеновский снимок невозможно. Платной медицины здесь нет (это, конечно, устраняет опасность придуманных ради дохода болезней, но и не позволяет решать самому, не провериться ли, болен ты или нет).
Температура 37? Это нормально. Сиди три дня дома и жди, она сама пройдет. Единственная положительная сторона здесь в том, что не требуется оформлять больничный, и на работе его никто не потребует: достаточно сообщить, что ты плохо себя чувствуешь.
Температура 39 и держится три дня? Ну ОК, ты можешь зайти к участковому (идешь туда сам, на дом никто не придет). Он скорее всего порекомендует полечиться парацетамолом. Что-то серьезное? ОК, со скрипом запишем тебя через месяц на прием в больницу.
Для меня самое непонятное во всей этой истории — то, что местное население считает всю вышеописанную схему абсолютно нормальной практикой. Сопли? Пройдут же! Это не сопли, а грипп? Ну через неделю узнаешь. Начать лечиться сразу? Не, не слышал.
Перенесемся теперь в школу (к пяти-шестилетним детям). Обычно в этих начальных классах в течение недели (иногда и дольше) идет одна тема. Например, семья, или животные, или растения. В течение недели дети знакомятся с основными понятиями, делают всякие задания, в том числе рисуют о том, что изучают. Вот результаты работы по теме «Здоровье».
Больной, больной, больной.
Пока все нормально. Аппликации и аппликации. А дальше пошло влияние на формирующийся интеллект. Вот детские рисунки с подписями, сделанными учителями.
Когда я болел.
Я немного болен. Болит нос. Я не иду ко врачу. Я сморкаюсь. Во рту у меня слизь.
Когда я был болен.
Мне так больно. Слизь во рту. Нога красная от боли. Я не иду к доктору. Моя мама заботится обо мне.
amsterdam, nl, upsidedown, education, medicine, insurance, school, children, doctors — 17 октября 2013
О том, как родить в Амстердаме ребенка, расскажу как-нибудь потом, а сегодня — о другом необычном заграничном экспириенсе, а именно, о том, как здесь научиться водить автомобиль и получить права.
Про то, что и как делать, какая процедура и прочее, я не имел ни малейшего представления. В то же время в городе постоянно встречаются автошколы, а на дорогах часто ездят учебные машины с большой буквой L на крыше. Ищу на картах автошколы, их находится как грязи.
Хотя у меня и закралось сомнение в том, что как-то их слишком много по сравнению с тем, что я видел на улицах, я выбираю пару самых близких ко мне и пробую дойти до них пешком. По факту оказыватся, что это обычные жилые дома с квартирами. Ну ладно, тогда звоню. Со мной договариваются о встрече и говорят, что приедут по адресу, который я назову.
ОК, договорились, встретились. В первый раз я всего лишь собирался распросить о том, как и что и какие особенности для нерусских иностранцев. А мне сразу говорят: «Садись за руль, поедешь». OMG.
Дело в том, что здесь не принято учиться на выделенных учебных площадках, а обучение с первого дня проходит на улицах города. Сначала где-нибудь на окраине, а потом где угодно. Мне «достался» инструктор-турок с 19-летним стажем обучения. На его машине не было знака «У» на крыше, а вместо этого была пара наклеек спереди и сзади. Инструктор — бывший инженер-связист — показывал мне, как поставить на айфон WhatsApp и где в настройках найти клавиатуру со смайлами.
Он мне сразу предложил взять за пять евро флешку, чтобы записывать все занятия с видеорегистратора (ха-ха, с ПО под Windows). Так и катались почти каждый день.
У местных инструкторов интересная система: они забирают тебя у дома (или по нужному адресу), потом вы катаетесь, и если есть следующее занятие в его расписании, то ты заезжаешь за другим учеником, и он отвозит тебя домой. А ведь попадаются таланты, которые не могут сдать вождение по пять раз — вот сиди и едь с ними :-)
Другое отличие от российских условий — учебным машинам не запрещено ездить по автострадам (autosnelweg). На третий день мы практиковались заезжать на нее и чуток там ехать под сто км/ч. Одним словом, за время обучения получается проехать по всем хитрым местам (например, по местному изобретению — турбокольцам), попрактиковаться объезжать велосипеды, ехать по трамвайным путям и разъезжаться на узких улицах города.
Чтобы получить права, нужно сдать два экзамена — теорию и практику (никакой площадки). Теорию, в отличие от практики, разрешено изучать самостоятельно. Не вопрос, берем местную книгу, на обложке которой гордо указано: «По этой книге сдали 3,5 миллиона человек», и осваиваем местные правила. Удобно, что сразу расписано про то, как быть с велосипедами, мопедами и скутерами и где какие велодорожки.
Глава 6. Поведение на перекрестке, приоритет, уступление дороги.
Лингвистическое отступление. Пешеходный переход по-голландски — voetgangersoversteekplaats (ногаходокпереходместо). Слово настолько длинное, что сразу после него в скобках мило пишут: zebra.
Теоретический экзамен содержит 65 вопросов. На первые 25 из них нужно успеть ответить в течение восьми секунд. Там показана дорожная ситуация из окна автомобиля, и надо решить, что делать: тормозить, отпустить газ или ехать как едешь. В этих вопросах допустимо ошибиться в половине случаев.
В этой ситуации вы выбираете: А — торможение, Б — сбросить газ, В — ничего.
Остальные вопросы — на правила и отдельно подборка на безопасность. Здесь уже нельзя ошибаться больше пяти раз на все сорок вопросов.
Что означает этот знак? А — вы приближаетесь к перекрестку с приоритетом, Б — вы приближаетесь к опасному перекрестку, В — вы приближаетесь к равнозначному перекрестку.
Экзамен проходит в комнате, где у каждого стоит пульт с кнопками типа дивайса для ввода пин-кода на кассе в магазине, а вопросы показывают на мониторах под потолком.
Здесь на фотографии пусто, но во время экзамена заняты все — их около 50 — места. Сразу по окончании (процесс длится минут 40) выдают бумагу с результатом.
Со сданной теорией можно записаться на сдачу вождения. Тут, кстати, можно записываться заранее, потому что свободная дата будет скорее всего через месяц (говорят, недавно решили, что никто не должен ждать больше семи недель, а раньше было хуже). Но, оказывается, можно мониторить расписание и поймать свободное место намного раньше. Ну кто ж знал.
Пока я ждал экзамена, мы с коллегой сгоняли по делам в другой город в полутора часах от Амстердама. Вроде и урок вождения, а вроде и как такси, только сам за рулем. Причем прав-то у меня в тот момент еще не было :-)
А еще я успел прокатиться на автомобиле с автоматической коробкой. Просто нашел по запросу «автошкола автомат», позвонил, и за мной заехали. Кстати, тут тоже был турок. Его сын занимается сайтами, и ради SEO он зарегистрировал 49 доменов с разными комбинациями слов автомобиль, школа и автомат. Сама машина оказалась еще и с гибридным двигателем.
Экзамен по вождению проходит на той же машине, на которой ты учился. Приезжаете с инструктором в местный CBR (ГИБДД), и потом ты возишь экзаменатора по городу, куда он покажет. Из обязательной программы — езда по городу (само собой), хотя бы один раз задним ходом (разворот или парковка), проехать по автостраде и самостоятельно следовать по знакам по направлению к какому-нибудь городу. Да, перед началом надо еще пройти eye test — прочитать номер на машине, которая стоит в 20-25 метрах.
Если сдал — идешь в (любое!) отделение муниципалитета (оно же Stads hall, оно же Gemeente), и через неделю у тебя готовые права. За дополнительные евро 10-15 права получаешь на следующий день. (Ну я пришел на следующий, торопился успеть до пяти, а они, оказывается, закрываются в три, так что получил на день позже.)
Вот такая процедура.
amsterdam, driving, school, autoschool, auto, exam, amstelife, experience — 20 июня 2013