ash’s blog / все про education

О строчных и прописных буквах для детей

Сегодня я расскажу об одном существенном отличии в обучении детей чтению.

Вот страница из голладнской детской книги (третьей в серии из десяти с нарастающей сложностью текстов). Сразу бросается в глаза полное отсутствие прописных букв. Это распространяется даже на имена. Пару раз я не мог найти в словаре незнакомое слово, а потом оказалось, что это имя (тоже незнакомое :-).

Ответ на вопрос о том, в какой последовательности учить детей буквам — писать ли слова только большими, или сначала большими, а потом постепенно переходить на использование и строчных, и прописных — не прост и не очевиден, особенно с учетом различий во внешнем виде строчных и прописных букв. Если писать только прописными, то мы будем приучать ребенка к культуре объявлений, которые набраны в «Ворде» заглавными буквами шрифтом Times New Roman и вывешены в прозрачном файле.

Голландский вариант, на мой взгляд, тоже не лучшее решение. Только одни строчные буквы приучают к неряшливости. К легкомыслию, игнорированию деталей, нежеланию доводить дело до конца, мыть волосы и думать.

Давайте сравним с тем, что встречается в русских букварях. В книгах, которые сегодня продаются, в одних случаях прописные буквы в словах (при изучении самих букв это допустимо, а дальше — сомнительно).

А в других дело портит деление на слоги и расстановка ударений. По моему опыту ударения не особо помогают. А разбиение на слоги мешает воспринимать и впитывать пунктуацию, особенно когда в тексте появляются слова, написанные через дефис.

Вернемся к голландскому, теперь к письменному.

Вот так детей учат писать цифры и буквы. Про восьмерку я уже рассказывал. Обратите внимание, что строчные буквы здесь печатные. Поскольку нынешние дети растут уже при доступных всем компьютерах и айпадах, в голландском образовании обсуждают отмену обучения рукописному начертанию. То есть научить только печатным буквами и хватит.

Но пока еще учат писать и от руки. Вот так выглядят стандартные начертания (особого внимания заслуживают буквы x и o).

dutch, alphabet, children, education, language, nl, russian — 14 января 2014

Немного про подход к медицине

В Голландии существует обязательная медицинская страховка: все те, кому больше 18-ти, платят около ста евро в месяц за то, чтобы потом иметь возможность обратиться ко врачу-терапевту и при необходимости к более узкому специалисту (и потом, кстати, заплатить еще; больше или меньше в зависимости от условий страховки и размера ежемесячного платежа).

Такой подход, официально призванный защитить людей, если им потребуется дорогостоящая медицинская помощь, на деле обрастает дополнительными сложностями. Не очень понятна вся механика, но участковые врачи крайне неохотно пропускают тебя через свой первичный фильтр. Напрямую пойти и сделать анализы или рентгеновский снимок невозможно. Платной медицины здесь нет (это, конечно, устраняет опасность придуманных ради дохода болезней, но и не позволяет решать самому, не провериться ли, болен ты или нет).

Температура 37? Это нормально. Сиди три дня дома и жди, она сама пройдет. Единственная положительная сторона здесь в том, что не требуется оформлять больничный, и на работе его никто не потребует: достаточно сообщить, что ты плохо себя чувствуешь.

Температура 39 и держится три дня? Ну ОК, ты можешь зайти к участковому (идешь туда сам, на дом никто не придет). Он скорее всего порекомендует полечиться парацетамолом. Что-то серьезное? ОК, со скрипом запишем тебя через месяц на прием в больницу.

Для меня самое непонятное во всей этой истории — то, что местное население считает всю вышеописанную схему абсолютно нормальной практикой. Сопли? Пройдут же! Это не сопли, а грипп? Ну через неделю узнаешь. Начать лечиться сразу? Не, не слышал.

 

Перенесемся теперь в школу (к пяти-шестилетним детям). Обычно в этих начальных классах в течение недели (иногда и дольше) идет одна тема. Например, семья, или животные, или растения. В течение недели дети знакомятся с основными понятиями, делают всякие задания, в том числе рисуют о том, что изучают. Вот результаты работы по теме «Здоровье».


Больной, больной, больной.

Пока все нормально. Аппликации и аппликации. А дальше пошло влияние на формирующийся интеллект. Вот детские рисунки с подписями, сделанными учителями.


Когда я болел.
Я немного болен. Болит нос. Я не иду ко врачу. Я сморкаюсь. Во рту у меня слизь.

 


Когда я был болен.
Мне так больно. Слизь во рту. Нога красная от боли. Я не иду к доктору. Моя мама заботится обо мне.

 

 

amsterdam, nl, upsidedown, education, medicine, insurance, school, children, doctors — 17 октября 2013