ash’s blog / все про business

Regret Minimization Framework

Крайне воодушевляющее видео о том, страшно ли было открывать Amazon. Коротенькое, но от этого даже сильнее речи Джобса перед студентами. Рекомендую проникнуться.

business, start, amazon, bozos — 20 апреля 2014

Как открыть компанию в Нидерландах: 3. Оценка претендента

Для того, чтобы иностранец имел законное право вести бизнес на территории Нидерландов, он сперва должен получить на это разрешение. Которое, в свою очередь, основыватся на балльной оценке его опыта, бизнес-плана и будущего вклада в голландскую экономику. Эту оценку выполняет Министерство экономики, и в случае, когда оформляется вид на жительство (через службу IND), результат оценки служит рекомендацией для IND выдавать или нет. Булевая логика результата, построенная на подробном перечне позиций, которые подвергаются оценке.

Текущий документ сейчас доступен на сайте, где опубликованы сотни официальных документов (чем-то похоже на российский «Консультант Плюс»).

Оценка привлекательности включает три части: информация о заявителе, данные о планируемом бизнесе и оценка вклада в экономику. Для прохождения барьера необходимо набрать 90 баллов (из максимально возможных трехсот). Причем надо набрать не просто в сумме, а либо минимум по 30 баллов в каждой из трех категорий, либо по 45 в первых двух.

Дальше идет описание отдельных пунктов (нумерация второго уровня — моя, в оригинале ее нет).

1. Личный опыт

1.1. Образование. За профессиональное образование дают 10 баллов, за бакалавра 20, за магистра (то есть, видимо, пять лет университета по-нашему) 30, за кандидатов и докторов 35. Российские дипломы необходимо предварительно провалидировать в организации IDW (а еще есть DUO — там надо апрувить дипломы для врачей и т.п. специальностей, если ты собираешь здесь работать по этой профессии).

1.2. Бизнес-опыт. Точного расклада по баллам нет, максимум 35. Во внимание принимается опыт владения или основания компаний или участия в совете директоров.

1.3. Опыт работы. Максимум 10 баллов. Здесь учитывается опыт в нескольких подкатегориях: студентом, аспирантом, руководителем или специалистом. В любом случае, чем больше работал, тем лучше.

1.4. Доход. Тоже максимум 10. (Обратили внимание, что образование ценится втрое выше, чем доход?) Чем больше зарабатывал, тем лучше, но для тех, кто приехал в Нидерладны работать как высококвалифицированный специалист, зарплата не может быть меньше определенного уровня, который выше, чем максимальный для этого пункта.

1.5. Опыт в Нидерландах. Максимум 10. На оценку влияют отзывы клиентов или партнеров, если они есть, местное образование и дипломы.

2. Бизнес-план

2.1. Потенциальный рынок. Максимум 30 баллов (а 30 достаточно для преодоления всей категории). Анализ рынка: оценивается, насколько исследован рынок, определены потенциальные клиенты, изучены конкуренты, оценены сложность входа и риски. Здесь важно наличие подробного бизнес-плана.

2.2. Описание продукта или услуг. Максимум 10. Смотрят на общую характиристику продуктов и услуг, спрос на них, уникальные особенности, на планы по маркетингу и продвижению.

2.3. Ценообразование. Максимум 5 баллов. Ожидаются четко расписаные цены и стоимость.

2.4. Организация. Максимум 25. Оценивается предложенная структура и навыки, и насколько они подходят к создаваемому бизнесу.

2.5. Финансирование. (А вот теперь деньги выходят на первое место.) Этот пункт может дать сразу до 60 пунктов. Оценивается реализуемость плана (в процентах, если больше 50%, то это уже максимальная оценка), оборот компании и прогнозируемая ликвидность (охо-хох).

3. Вклад в голландскую экономику

3.1. Инновационность. Максимум 20 пунктов. Вопросы для оценки: насколько компания нова для местного рынка, и насколько технологичен продукт.

3.2. Создание рабочих мест. Очень важный пункт, возможно получить до 40 баллов. Чем больше рабочих мест создано за первые полтора года работы, тем лучше. Максимальную оценку выдают за 10 и более рабочих мест. Дополнительно оценивается число высокооплачиваемых рабочих мест (с ежемесячной зарплатой больше 3450 €, не считая отпускных).

3.3. Инвестиции. Максимально 40 баллов. Указанные диапазоны инвестиций от пяти до пятиста тысяч евро, соответственно в баллах от 10 до 40. Этот пункт желательно подкрепить какими-нибудь документами.

 

nl, business, ind, plan, dutch-company — 3 апреля 2014

Как открыть компанию в Нидерландах: 2. Формы собственности

Выбор формы компании — простое дело, если знать, какие есть варианты :-) А варианты, разумеется, отличаются от российских аналогов (иногда названиями, иногда подробностями).

Разобраться в голландских формах собственности предприятий помогут (это просто удивительно!) официальные сайты, созданные госструктурами. Например, есть сайт ответов про бизнес: www.answersforbusiness.nl, который дает отличное представление по многим вопросам, в том числе и по выбору формы. А еще есть брошюра Торговой палаты.

Итак, какие возможности перед нами открываются (форма собственности = rechtsvorm). Для удобства перечислю названия на всех языках.

Eenmanszaak (Sole trader), дословно компания одного человека, это примерный аналог российского индивидуального предпринимателя. За исключением того, что в документах и при взаимодействии с другими компаниями используется нормальное название компании, а не фамилия и инициалы владельца. Несмотря на название, в компании может работать больше одного человека. Но владелец должен быть один.

Есть еще возможность зарегистрироваться уже совсем одиночкой. Например, это подойдет для фрилансеров (хотя там возникают вопросы о том, не переходит ли это в работу по найму, если у фрилансера появляется один заказчик с большим и сложным проектом, который занимает большую часть времени и сил). Для таких людей предусмотрено название zzp'er (ZZP = zelfstandige zonder personeel = единоличник без персонала).

VOF, Vennootschap onder firma (Partnership under common firm). Здесь уже бизнес ведется с одним или несколькими партнерами, каждый из которых должен вносить какой-то вклад (не обязательно деньги). Для регистрации необходим партнерский договор, в котором расписаны все условия партнерства, раздел имущества, ответственность и прочие нюансы.

CV, Commanditaire vennootschap (Limited partnership) — разновидность VOF, в котором есть «спящие партнеры». Они участвуют только деньгами и не могут принимать решения от имени всей компании.

Maatschap (Partnership) — профессиональное объединение или партнерство, при котором участники все сразу музыканты, врачи, композиторы и так далее. Наверняка по этой форме может быть организовано какое-нибудь юридическое бюро, где работают несколько юристов и они все совместно принимают входящий поток клиентов.

BV, Besloten vennootschap (Private limited company, Ltd.). Это ООО. Единственный не очень понятный мне момент касается уставного капитала. В разных источниках почему-то несогласованные данные. Похоже, что  раньше был минимальный уставной капитал 18 000 € (sic!), который можно было вносить по частям, но с 2012 его отменили. Создавая BV, основатели получают юридическое лицо, от имени которого выполняются все движения, поэтому ответственность в случае разрухи ложится на это лицо, а не на владельцев. В любом случае требуется ежегодный отчет.

NV, De naamloze vennootschap (Public limited company). Акционерное общество. Для создания необходим уставной капитал уже в 45 000 €. Это публичная компания с акциями, отчетами и прочим цирком. Пример — Yandex N. V. (хотя Яндексов зарегистрировано шесть штук).

И еще немного по мелочи.

Stichting (Foundation) — фонд. Основной момент в том, что прибыль должна тратиться на какую-то определенную цель, а не на зарплату.

Vereniging (Association) — объединение (то есть не меньше одного участника), созданное под осуществление какой-то цели.

Coöperatie (тоже Association) — ассоциация с членским участием. Сами по себе участники продолжают работать независимо. В чем разница между объединением, ассоциацией и кооперацией, предлагаю выяснить самостоятельно в качестве домашнего задания.

 

nl, business, work, dutch-company — 2 апреля 2014

Как открыть компанию в Нидерландах: 1. KvK

Открыть компанию в Нидерландах? Нет ничего проще!

В целом это именно так, хотя весь путь может оказаться очень напряженным и даже правильное выполнение всех шагов не дает 100-процентной гарантии. Для жителей России (как и для большинства стран вне Евросоюза) точка входа — государственное учреждение IND (Служба по иммиграции и натурализации). Эта организация рассматривает заявления на выдачу вида на жительство для разных категорий заявителей: учеба, работа, бизнес и прочее.

В нашем случае исходные данные содержатся на странице Working on a self-employed basis. Очень понятным языком и с достаточной степенью детализации там рассказано о том, какие потребуются действия и документы. В зависимости от того, где я сейчас нахожусь, внутри или вне страны, является ли создаваемая компания филиалом уже существующей иностранной компании или полностью новой, сначала возможно потребуется запросить визу MVV, которая позволит въехать на несколько месяцев, и уже потом подать заявление на открытие компании. Шаг с получением MVV я пропускаю.

Далее начинается очень интересная история с тем, как распутать клубок зависимостей из необходимых условий, если ты уже легально находишься в стране, например, с видом на жительство как квалифицированный специалист, работающий в голландской компании. С этим видом на жительство возможно работать только в одном месте, причем в таком, которое входит в список компаний, имеющих право принимать на работу иностранцев (ключевые слова: UWV — учреждение, выдающее разрешения, TWV — само разрешение). Ни работать на двух работах, ни открывать свой бизнес с этим видом на жительство нельзя. Однако не возброняется подать запрос на изменение типа вида на жительство на такой, который позволяет вести бизнес.

Головоломный момент: чтобы подать заявление на этот вид на жительство, надо уже иметь зарегистрированную в Нидерландах же компанию. Еще раз: вести свой бизнес без одобрения IND (точнее, там более глубокая схема, об этом в другой раз) нельзя, но заявка в IND требует наличия оформленной на тебя компании.

Разрешается это все довольно просто. Идем дальше и читаем сайт Торговой палаты (Chamber of Commers, она же Kamer van Koophandel, KvK). На сайте Палаты есть раздел Starting a Business, где не менее доходчивым языком расписаны шаги по регистрации компании. Причем для регистрации компании (bedrijf) наличия рабочего вида на жительство не требуется. Мало того, компанию можно зарегистрировать в палате даже спустя неделю после фактического начала ее работы. Но для иностранцев легально только подать заявку на регистрацию и получить зарегистрированную в Торговой палате и Налоговой инспекции компанию, а вести деятельность эта компания сможет только после того, как ее владелец получил соответствующий вид на жительство.

Для регистрации требуется заполнить одну из анкет, выложенных на сайте KvK, и записаться на прием. Поскольку официально вся документация должна вестить по-голландски, а не все заявители достаточно им владеют, PDF-файлы анкет состоят из двух частей: английской и голландской. Заполняешь поля в одной части, и автоматически заполняются поля в другой. Большинство полей — чекбоксы и поля типа даты или адреса, которые от языка мало зависят. Тут же в анкете каждое поле дополнено комментарием, поэтому заполнить анкету относительно просто самостоятельно, не прибегая к услугам консультантов (KvK с удовольствием ответит на вопросы по телефону или при личном визите в момент подачи заявления). Поскольку все комментарии даны на двух языках, сложностей с заполнением вообще почти не может возникнуть. Единственное место, которое (в случае анкеты для создания ИП, оно же ЧП по-украински и eenmanszaak по-голландски) надо заполнить сразу по-голландски, это описание бизнеса.

Далее записываешься через сайт на прием (если не записываться, можно попытаться заглянуть без записи и получить талончик в общую очередь) в офис Палаты, расположенный за Центральной станцией (есть парковка, чае-кофе-аппарат, все дела). Сотрудник берет анкету, проверяет поля, задает вопросы, несколько раз интересуется, есть ли вопросы у тебя самого и через пару минут идет к принтеру и выдает тебе свидетельство о регистрации, регистрационный номер и номер ИНН (VAT). Кстати, никаких гербовых бумаг, позолоченных рельефных печатей; даже подпись и та распечатана. Стоимость процедуры: 50 евро. Нужно обязательно тут же попросить за дополнительные 12 евро выписку (uittreksel) из реестра, которая в дальнейшем потребуется при подаче в IND пакета документов на вид на жительство.

Интересный момент: для регистрации достаточно принести распечатанное и подписанное заявление и показать удостоверяющий личность документ (паспорт, карточку ID или водительские права). Из этого набора сотрудник KvK предпочел выбрать именно права.

business, nl, amsterdam, kvk, ind, work, uwv, twv, dutch-company — 1 апреля 2014