ash’s blog

Транзакционный терминал самообслуживания (ТТС)

Наконец-то случилось чудо, и на вокзалах появились терминалы для печати билетов, купленных в интернете. Чудо, правда, случилось еще в прошлом году, но я еще им не пользовался, хотя РЖД сообщает, что за первые два месяца 2009 года терминалы выдали почти 30 тысяч билетов. Совсем недавно удобство покупки билета на поезд через интернет перечеркивалось необходимостью оформлять бумажный бланк в кассе. На некоторых вокзалах это делают в общих кассах, где очередь словно высечена из камня и стоит там день и ночь, заслоняя броню окна кассы. А если поезд отправляется полпервого ночи, то нужно приходить на вокзал сильно заранее, потому что около полуночи все кассы закрываются на десять-пятнадцать минут, пережидая смену дат.

Ситуация была еще более анекдотичной, когда после того, как в 2007-м «российские пассажиры получили возможность выбора мужского или женского купе, оформления билетов на поезда через интернет, другие современные услуги», оформление через интернет облагалось дополнительным сбором, который вызывал недоумение пользователей и с лета 2008 был отменен.

Терминалов еще мало, но они есть, и длина названия компенсирует их малое число.

Терминалы похожи на банкоматы и стоят незаметно около стенки. Вот так они выглядят в кассовом зале на Ленинградском вокзале. Еще три стоят с другой стороны.

Около терминала, конечно, должен стоять огромный билет, чтобы сразу было видно, что это такое. Или на крайяк можно обойтись бюджетным вариантом, наклеив билет на стену:

С интерфейсом полная жопа. На первом экране, приглашающем к началу общения, нарисованы две большие кнопки на фоне дизайна. Тут же есть признак, подтверждающий жопу: на экране с двумя кнопками — три строки инструкции о том, что с этими кнопками нужно делать.

ОК, нажимаем кнопку. Появляется приглашение показать штрихкод, и тут же на фотографии показывается, как это делать. Штрихкод, кстати, показывать неудобно. На распечатке с сайта РЖД штрихкод расположен довольно далеко от края страницы, и поэтому страницу приходится виртуозно изгибать, чтобы код подпал под сканирующий луч.

Затем вводишь номер паспорта (кстати, в зарубежных терминалах страницей паспорта обычно можно просто провести через щель — тем местом, где на >>>паспорте>>закодирован>>>>его номер>>>>>).

Не очень понятно, кстати, зачем нужны буквы для ввода номера паспорта. На следующем экране появляются данные заказанного билета, и просьба подтвердить заказ в течение десяти минут. Кроме того, что в просьбе ошибка (в течении), на терминале самообслуживания она выглядит странно: неужели кто-то будет возиться дольше? Стопудов она осталась от веб-интерфейса, где эти десять минут даются на то, чтобы оплатить заказ карточкой.

Жмем «Печать», и видим дизайнерскую находку — прогресс-бар в виде билетного бланка, который запечатывается крестами.

Кстати, на 100 % прогресс-бар не откалиброван, и билет либо успевает напечататься еще до того, как весь бланк покроется крестами, либо начинает закрашиваться второй бланк.

Вуаля — тащи билет.

Я, разумеется, проверил интерфейс на прочность и попробовал выписать себе еще одну копию билета. Штрихкод отсканировался, меня заново попросили ввести номер паспорта, а потом сказали, что заказ уже не найден :-) Осталось позырить, как работает покупка билета прямо с терминала.

Но все равно, несмотря на неудобства на каждом шаге, общее впечатление сказки не уходит. Такие автоматы надо ставить рядами, расчистив под них место, убрав будки с кассирами. Правда, когда автоматы начнут ломаться, это будет выглядеть так:

rails, travel, tourism — 26 марта 2009

comments powered by Disqus